понедельник, 4 ноября 2013 г.

Новый механизм субсидирования ВТО

Сначала 2013 года в России введен новый механизм поддержки растениеводства, максимально адаптированный к условиям ВТО. 

субсидирование в рамках ВТО
Однако этот механизм имеет множество технических изъянов, сомнительный социально-экономический эффект и, вероятно, приведет к общему снижению уровня поддержки отрасли.

В соответствии с новыми правилами, субсидии сельхозпроизводителям станут выделять в расчете на единицу продукции или сельхозугодий. С 2013 года новая инициатива внедряется в растениеводстве: главная часть средств теперь будет распределяться в расчете на гектар посевов. Такой подход был опробован еще летом 2012 года, но детали стали известны только пару месяцев назад. Если пилотный проект, применяемый в растениеводстве, покажет положительные результаты, власти планируют применять схожую методику и в других отраслях сельского хозяйства, в частности, в животноводстве.

Применение такого инструмента поддержки отрасли дает России серьезные преимущества в рамках ВТО, но на этом, видимо, его плюсы и заканчиваются.

Механизм в действии

С 2013 года вступила в действие новая программа государственной поддержки сельского хозяйства, рассчитанная до 2020 года. По объему и внутренней структуре (см. график 1) она похожа на программу, работавшую в 2008-2012 гг., но инструментарий выделения средств на одном из ключевых направлений изменился абсолютно.

Почти половина средств на поддержку растениеводства с 2013 года будет распределяться через новый для страны инструмент – погектарные субсидии.

Еще в июле 2012 года министр сельского хозяйства Николай Федоров заявлял: «Мы постоянно отступаем от прежних форм прямого субсидирования, переходя к поддержке повышения доходности сельхозпроизводителей». Несколько аналогичных высказываний прозвучали из уст других чиновников федерального уровня, включая и первые лица государства. Так что применение радикально нового инструментария стало консенсусным решением властей страны.

Новый механизм поддержки работает следующим образом: федеральный ()в большей части) и региональный бюджеты выделяют деньги на погектарные субсидии региону. Эти субсидии формируются из двух составляющих. Процент средств федерального бюджета будет выделяться на поддержание минимальной ставки только на основе того, какие площади были засеяны. Вторая часть, стимулирующая, рассчитывается с учетом интенсивности работы сельхозпроизводителя и уровня плодородности почв в регионе. Эта величина напрямую зависит от качественных параметров пашни.

В 2013 году основная часть федеральных средств (60%) будет направлена на минимальную ставку субсидии, она составит 125 рублей на гектар пашни. Для того, чтобы рассчитать интенсивность растениеводства, будут учитываться общие показатели урожайности в регионе, которые будут приводиться к зерновым единицам (коэффициенты пересчета, опубликованные в феврале этого года). Методика бонитировки сельхозугодий же действует уже давно. Принято решение, что в 2013 году из федерального бюджета на оба эти механизма будет выделено 15,2 млрд. рублей, к 2020 году ее планируют увеличить до 37,6 млрд.

Часть денег для формирования погектарных субсидий будет выделяться региональным бюджетом, но как будут определяться ставки поддержки и с чем будут увязываться, пока не ясно. Нормативной документации по регионам пока нет, ситуация должна проясниться в марте.

Старые же инструменты субсидирования после прихода 2013 года стоит позабыть. Раньше государство дотировало ( в зависимости от площади пашни и объемов производства)закупку горюче-смазочных материалов, семян и удобрений. Размер субсидий на эти основные статьи расходов растениеводов составлял от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей на гектар. Также со стороны государства была компенсирована часть процентной ставки по банковским кредитам, которые хозяйства брали для получения оборотных средств. Этот новый инструмент уже был опробован и в отрасли животноводства. «Несвязанные субсидии» будут выделять в расчете на килограмм полученного хозяйством молока – 1,2 рубля для молока высшего сорта и 40 копеек для первого сорта продукта.

Сейчас крестьян больше всего волнует один вопрос: вырастет или уменьшится объем государственной поддержки? Остальных же специалистов АПК интересует, насколько новый инструмент окажется эффективнее старого.

После входа в ВТО затягиваем пояса

Практически все эксперты склоняются к мнению, что новый инструмент существенно лучше применяемого до этого года.  Если говорить о субсидировании процентных ставок по кредитам, получается, что в последние годы реальная, с учетом инфляции и господдержки, стоимость заимствований для аграриев оказывалась едва ли не отрицательной. Кредитная масса в отрасли к настоящему моменту уже превысила годовой объем производства продукции. Чиновники и эксперты уже давно поняли, что кредитное субсидирование должно быть ограничено и заменено иными инструментами поддержки.
 
Еще одним мотивом для использования погектарного субсидирования стало его лучшее соответствие международной практике. В Европе уже давно используют погектарное субсидирование, однако оно относится, как и старые методы поддержки, желтой корзине мер поддержки, а, значит, за выделяемыми суммами строго следит ОЭСР. То, что в Европе выделяются сотни евро, а у нас рублей, может помочь чиновникам во время переговоров с иностранцами.

Несмотря на это, эксперты считают, что новый инструмент недоработан, и государственная поддержка растениеводства может заметно снизиться. В среднем, федеральный бюджет будет выделять 207 рублей на гектар. Еще около десяти млрд. рублей должны выделить региональные бюджеты, но сумма субсидий будет заметно варьироваться в разных субъектах РФ. Таким образом, общая сумма субсидии на один гектар в среднем составит 300 рублей. Это вдвое меньше выделявшихся год назад объемов субсидий. Министерство сельского хозяйство РФ посчитало такие объемы недостаточными и уже внесло предложении об увеличении финансирования еще на 10 млрд рублей. Если предложение будет одобрено, объем погектарного субсидирования на 2013 год может насчитать 36,5 млрд рублей. Но даже при достижении этой суммы аграрии, сравнивая с 2012 годом, денег недополучат. Особенно это ударит по тем производителям, которые находятся в «слабых» регионах, а также по тем, кто ведет интенсивное производство (овощные, бахчевые, тепличные хозяйства, орошаемое земледелие). Прекращение предоставления скидок на дизтопливо и минеральные удобрения также окажет свое влияние. Объем этих средств превышал 10 млрд рублей в год, но такие скидки не соответствуют ВТО.

И что же в итоге?

Механизм погектарного субсидирования в сравнении со старыми инструментами имеет не меньше технических проблем. Социальный и экономический эффект от его применения вполне может оказаться даже отрицательным.

Слишком много вопросов порождает такой недоработанный механизм. Один из них – почему из получателей средств исключены собственники многолетних насаждений (сады, кустарники) и пастбищ, ведь эти площади тоже являются сельхозугодьями. Еще один выявленный нюанс: продукцию убирают не с посевных, а с уборочных площадей. Первые не всегда становятся вторыми. Например, угодья могут пострадать от засухи. Или фиктивно пострадать, не будучи даже засеянными. Так что возможностей для приписок и фальсификаций достаточно. Наверняка, статистика покажет удивительный рост посевных площадей уже с этого года. Но вот на показатели готовой продукции этот рост, скорее всего, никакого влияния не окажет. Но это технические проблемы, которые можно решить административным путем. Есть и более серьезные изъяны.

В Европе фермеры используют современные технологии, стремятся использовать экологически ориентированные технологии, а государство стремится поддержать уровень благосостояния товаропроизводителей и сохранить конкурентоспособность производства.

В России же все несколько иначе. Главной целью остается развитие инвестиционного процесса и адаптация новых технологий, наращивание производства и замещение импорта. До европейской интенсивности производства еще работать и работать, а земля принадлежит не множеству мелких фермеров, а небольшому числу крупных производителей.
На деле выходит, что погектарные субсидии на уровне регионов могут распределяться в соответствии с устоявшейся практикой, и основанная часть поддержки будет передаваться наиболее дееспособным крупным хозяйствам. Либо деньги окажутся распределены ровным и очень тонким слоем между всеми аграриями региона. То есть достаточная часть денег уйдет практически не функционирующим, «лежащим на боку» хозяйствам.
Не стоит забывать и о том, что в России лишь 3% посевных площадей принадлежит личным подсобным хозяйствам. При этом они умудряются производить 41% продукции растениеводства. И именно эта категория не может получать государственную поддержку.

Субсидирование, привязанное к площади сельхозугодий или единице произведенной продукции, дает аграриям в корне неверные рыночные сигналы. Если говорить о растениеводах, такое субсидирование побуждает их приобретать как можно больше земель и вести экстенсивное производство, хотя задача для России в первую очередь стоит в увеличении объемов производства продукции. Не стимулирует новая система и повышение конкуренции и снижение издержек производства. На животноводство такие покилограммные и поголовные субсидии могут повлиять еще более деструктивно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий